Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» регламентированы вопросы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – отходы, ТКО).
По смыслу содержания правовых норм в анализируемой области правоотношений места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления и предназначены для размещения контейнеров, то есть мусоросборников для складирования твердых коммунальных отходов.
Твердыми коммунальными отходами являются отходы, которые образуются в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, которые утратили свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. Также, к твердым коммунальным отходам относятся отходы, которые образуются в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и схожие по составу с отходами, образующимися в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, а собственники указанных отходов, в свою очередь обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором по обращению с ТКО в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, оплачивать соответствующие услуги регионального оператора по цене, установленной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа.
На основании приказа комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 18.07.2023 № 1022-ОД ООО «ЭкоЦентр» (ИНН 3444177534) присвоен с 01.08.2023 статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области.
Так, ООО «ЭкоЦентр» заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с потребителями Волгоградской области с 01.08.2023. При этом факт отсутствия договора, оформленного в письменном виде, не свидетельствует об отсутствии договорных отношений между потребителем и региональным операторном.
Услуга по обращению с ТКО может оказываться потребителям на основании «прямых» договоров, заключенных путем совершения конклюдентных действий.
Обращение с иными видами отходов (биологическими, медицинскими и др.) потребителям услуги по обращению с ТКО необходимо осуществлять в рамках заключения отдельных договоров с организациями, имеющими лицензионно-разрешительные документы на такой вид деятельности.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», установлен запрет на захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесных, водоохранных зонах. Запрещается размещение отходов на свалках, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
За нарушение законодательства в сфере охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления предусмотрена административная ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ, в том числе на юридических лиц, виновных в организации несанкционированной свалки, может быть наложен административный штраф в размере до 250 тысяч рублей.
Ликвидация несанкционированных скоплений ТКО, расположенных на неразграниченных землях, возлагается на органы местного самоуправления.
В случае, если земельный участок находится в частной собственности, то ответственность возлагается на правообладателя данного недвижимого объекта.
В заявлениях граждан, юридических лиц, направляемых в органы власти необходимо указывать местоположение несанкционированного скопления ТКО, по возможности, приложить фотографии.
Разъясняет старший помощник прокурора Городищенского района Волгоградской области
Швецова Е.Ф.