В Государственной Думе прошел «правительственный час» с участием заместителя Председателя Правительства — руководителя Аппарата Правительства Дмитрия Григоренко на тему «О мерах по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации». В режиме видео-конференц-связи в заседании приняла участие председатель комитета Волгоградской областной Думы по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию территорий Татьяна Распутина.
Заместитель Председателя Правительства – руководитель Аппарата Правительства выступил с докладом. В рамках обсуждения состоялось выступление руководителя профильного комитета, а также представителей всех фракций Госдумы.
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин
обратил внимание на вопрос устранения нарушений, выявленных в ходе проверочных мероприятий в образовательных учреждениях – детских садах, школах.
«Проверочные мероприятия проводятся контрольно-надзорными органами, в первую очередь прокуратурой. При этом абсолютно не учитывается, что садик не профинансировали, школу не профинансировали, и у нас получаются директора садиков и школ – рецидивисты, потому что в отношении них административные взыскания, уголовные, слава богу, не открывают, но что касается мер прокурорского реагирования, их предостаточно, и судебное решение также выносится», – подчеркнул Вячеслав Володин.
Он предложил разработать нормативный акт, согласно которому при проверке таких учреждений надзорные органы выносили бы решения в том случае, если средства на устранение допущенных нарушений выделены, но израсходованы нецелевым образом. «У нас же получается так: деньги не выделяет район или город, а спрашивают с учреждения образования или с детского садика – с директоров этих учреждений. Но отвечает за это все-таки глава района или города, потому что он не профинансировал. Здесь было бы правильно дать четкий сигнал», – считает Вячеслав Володин.
По мнению спикера Государственной Думы, обязанность законодателей – не проходить мимо таких случаев и скорректировать действия контрольно-надзорных органов.
«Мы спрашиваем с тех, кто не имеет ни финансов, ни возможности, но не спрашиваем с тех, кто и возможности имеет, и финансы. И вот здесь надо все-таки нам разобраться. Особенно это касается, как правильно вы сказали, такой тонкой темы, как вопрос наказания», – обратился Вячеслав Володин
к Дмитрию Григоренко.
Заместитель Председателя Правительства отметил, что кабмин готов подключиться к проработке этого вопроса.
Одной из главных тем обсуждения стал вопрос моратория на проверки бизнеса. По мнению Председателя Госдумы, там, где наносится ущерб и вред здоровью граждан, контроль должен осуществляться. «Это не только обращение представителя одной фракции — это позиция всего депутатского корпуса», — подчеркнул Вячеслав Володин.
Речь идет о тех, кто реализует некачественную продукцию, а также занимается торговлей вейпами или открывает «наливайки» в жилых домах. Регионы требуют принять меры в отношении таких компаний, добавил Председатель Государственной Думы. По его словам, законодатели вернутся к этой теме, потому что принятые меры явно недостаточны.
Заместитель Председателя Правительства – руководитель Аппарата Правительства Дмитрий Григоренко, проинформировал, что деятельность по развитию контрольно-надзорной сферы ведется по трем направлениям: создание понятных норм и правил, прозрачные процедуры контроля и совершенствование на основе обратной связи. Работа по актуализации всех действующих правил для бизнеса была проведена в рамках так называемой регуляторной гильотины. По его словам, она «отсекла» 143 тысячи обязательных требований. При этом были приняты 55 тысяч новых правил и сохранены порядка 120 тысяч действующих ранее норм. Главным изменением в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности стало обязательное применение рискориентированного подхода к проведению проверок. Вице-премьер подчеркнул, что все данные о проверках содержатся в единой цифровой системе. В ней представлена детальная информация о контрольной деятельности в масштабе всей страны.
Контрольно-надзорная деятельность совершенствуется через обратную связь от граждан и бизнеса, сообщил Дмитрий Григоренко. По его словам, она осуществляется при помощи сервиса досудебного обжалования решений контрольных органов портала «Госуслуги». При нормативном сроке рассмотрения электронной жалобы в 20 рабочих дней фактический срок почти вдвое меньше: в среднем он составляет 11 дней. В прошлом году количество проверок по всей стране сократилось почти в пять раз по сравнению с 2019 годом, когда стартовала реформа контроля и надзора: по итогам прошлого года было проведено 339 тыс. проверок. Две трети этих проверок не были связаны со сферой бизнеса.
Глава Аппарата Правительства также напомнил, что в прошлом году в рамках мер поддержки экономики был введен мораторий на проведение проверок. Экономия бизнеса составила около 80 миллиардов рублей.
Председатель комитета Госдумы по контролю Олег Морозов
напомнил, что реформа контрольно-надзорной деятельности была начата по инициативе Президента РФ Владимира Путина: «Правительству по сути удалось перевернуть закостенелую бюрократическую пирамиду. Прежде результатом контроля и надзора были преимущественно сами проверки, выезды, протоколы о нарушениях и наказания. Теперь целью контрольно-надзорной деятельности становится стимулирование добросовестного поведения, успешная работа на конечный результат, а вовсе не количество проверок и полученных штрафов».
Совместно с парламентариями в ходе запуска реформы были внесены изменения в 132 федеральных закона. «Важнейшим является вопрос о дальнейшем развитии контрольно-надзорной деятельности. Уже сейчас Правительством ведется работа по реализации следующего этапа реформы. Специальная рабочая группа для этого создана и в комитете», – сказал депутат.
Среди вопросов, по которым ведется работа: внедрение заявительного, добровольного характера определенного круга проверок, максимальное использование механизмов страхования предпринимательских рисков, совершенствование системы «профилактических визитов», а также развитие института досудебного обжалования, что должно обеспечить равные, конкурентные права проверяемого и проверяющего. «Комитет уверен, что совместными усилиями удастся решить все эти задачи, и тогда реформу можно будет признать одной из самых успешных за последние десятилетия», – заключил председатель комитета Государственной Думы по контролю.
Первый заместитель руководителя фракции КПРФ Николай Коломейцев заявил, что контрольно-надзорные мероприятия в сфере защиты от техногенных катастроф и проверка особо опасных объектов должны носить предупредительный характер. «Контрольно-надзорная деятельность должна быть направлена в первую очередь на защиту интересов и прав граждан», — подчеркнул парламентарий. Кроме того, он призвал усилить контроль за качеством школьного питания и оказания медицинской помощи гражданам.
Первый заместитель председателя комитета по безопасности и противодействию коррупции Андрей Луговой
(ЛДПР) обратил внимание на уменьшение числа жалоб регионов на проведенные проверки: «В этом смысле есть прогресс. Наша фракция считает, что тот мораторий, который на сегодняшний момент существует, надо всячески поддержать», – сказал депутат.
Первый заместитель председателя комитета по контролю Дмитрий Гусев
(«Справедливая Россия – За правду») заявил, что фракция поддерживает стратегию Правительства по контрольно-надзорной деятельности: сокращение проверок, в первую очередь для бизнеса, в том числе замену штрафов профилактическими визитами, сокращение числа требований, переход на рискориентированный подход и внедрение электронной системы мониторинга. При этом депутат обратил внимание на то, что остаются проблемы, в частности с увеличением числа пожаров, случаев отравления нелегальными слабоалкогольными напитками, а также едой в точках общепита, в том числе среди детей: «Если мы понимаем, что в общепите эта тема не работает, надо вернуться к точечной отмене моратория проверок общественного питания».
Председатель комитета по малому и среднему предпринимательству Александр Демин
(«Новые люди») предложил Правительству усилить работу по реформированию Кодекса об административных правонарушениях, снизить штрафы для бизнеса. «Мы уже направили в Правительство законопроект о снижении штрафов для бизнеса по 25 административных статьям, предложили убрать такую драконовскую меру, как закрытие бизнеса на 90 дней», – добавил депутат.
Ежегодная экономия российского бизнеса в результате реформы контрольно-надзорной деятельности составила, по некоторым оценкам, от 200 до 300 миллиардов рублей, отметил председатель комитета по экономической политике Максим Топилин
(«Единая Россия»). По его словам, этого удалось добиться благодаря отмене избыточных требований к предприятиям. «В этом направлении мы должны дальше двигаться», – заявил парламентарий. Кроме того, по мнению депутата, необходимо расширять систему проведения профилактических мероприятий, а не контрольно-надзорных, а также усиливать цифровизацию. Речь идет о переходе на электронный документооборот по аналогии с кадровым делопроизводством, когда инспекторы могут удаленно осуществлять надзор.